Республика Калмыкия

г. Городовиковск, Садовая, 33
8(84731) 9-15-93
пн-пт с 7:30 до 18:00

2023 Год педагога и наставника

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

    В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим, сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений.

    Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.

   Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

   Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития:

1.     дети с  нарушениями речи;

2.     дети с задержкой психического развития;

3.     дети с расстройством аутистического спектора

4.     дети с соматическими заболеваниями.

    Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ.

     Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, медицинскими работниками ДОУ.

   Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

- Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры н.п речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно - педагогического процесса.

- Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.(н.п. нарушение речи).

    Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является:

  • принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;
  • непрерывность;
  • вариативность;
  • соблюдение интересов воспитанника;
  • принцип создание ситуации успеха;
  • принцип гуманности и реалистичности;
  • содействие и сотрудничества детей и взрослых.

Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.

- Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

- Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитательно - образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.

Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает:

1.     разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка;

2.     проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач;

3.     проведение открытых занятий;

4.     работа с детско-родительская парой.

Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает:

  • индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ;
  • единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ;

возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.

 

Какие формы и методы работы использовать для обучения детей с ОВЗ

Чтобы организовать обучение детей с ОВЗ, используйте формы и методы работы, которые помогут им адаптироваться в группе и обеспечат всестороннее развитие.

Формы работы

Проводите с воспитанниками индивидуальные, групповые и фронтальные занятия. Организуйте работу в составе детско-родительских групп.

Индивидуальные занятия

Запланируйте индивидуальные занятия ребенка с психологом, логопедом, дефектологом и другими специалистами. Узкопрофильные специалисты должны определить зону ближайшего развития ребенка с ее последующим расширением.

Групповые занятия

Для групповых занятий разделите группу на подгруппы: по личным симпатиям, интересам, но не по уровню развития. В процессе занятий дети станут помощниками педагога: будут подбадривать неуверенных, помогать им советом и непосредственным участием. Обеспечить такое взаимодействие – основная задача групповой формы обучения. Каждая подгруппа должна сидеть компактно, но при этом автономно, на некотором расстоянии от других, потому что на занятии не будет абсолютной тишины. Внутри подгруппы дети общаются и взаимодействуют. Тематика занятия может быть общей для всех, например, лепка по сказке «Колобок».

Фронтальные занятия

Чтобы решать познавательные и социальные задачи, организуйте фронтальные занятия. Оптимальный метод работы – рассадить детей по кругу и вести открытую беседу. Посвятите фронтальное занятие художественной деятельности: музыкальному уроку, театральному представлению, игре-путешествию, знакомству с произведениями искусства. Важен эффект эмоционального воздействия и сопереживания, что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению.

Работа в составе детско-родительских групп

Предложите родителям принять участие в занятиях и объедините их в группы с детьми. В рамках занятий дети смогут играть с родителями и совместно выполнять творческие задания, что поможет находить конструктивные способы поведения и создавать «ситуации успеха».

Методы работы

Практикуйте различные методы терапии для детей с ОВЗ: игротерапию, сказкотерапию, смехотерапию. Организуйте коррекционную работу в сенсорной комнате. Особое внимание обратите на режимные моменты и культурные мероприятия.

Игротерапия

Организуйте свободные и целевые игры в специально оборудованных помещениях и во время прогулок. С помощью игры формируются такие важные психические функции, как мышление и воображение. Обеспечьте ребенку условия для совместной активности с другими детьми в микрогруппах по дополнительным развивающим программам. Например, «Маленький исследователь», «Познаем мир», «Лекотека», программы физвоспитания. Игровая терапия повысит самооценку ребенка, разовьет коммуникативные навыки, понизит уровень тревожности и страха.

Сказкотерапия

Метод сказкотерапии применяйте для развития, коррекции и реабилитации ребенка через речь. Наблюдая за персонажами, он учится решать актуальные проблемы и развивает воображение. В частности, перенимает идею, что многое можно исправить, что нужно пробовать снова и снова, что добро и смелость поощряются. Разнообразьте сказкотерапию дидактическими играми: «Помоги герою сказки пройти через лабиринт», «Разложи сказки по картинкам», «Собери бусы для Аленушки», «Одень медвежонка».

Смехотерапия

Используйте смехотерапию – метод коррекции настроения, который особенно важен в период адаптации ребенка к детскому саду. Он помогает воспитаннику расслабиться, снять психологические зажимы, за счет чего мягко меняется восприятие нового окружения – от настороженного к принимающему.

Коррекционная работа в группке

Проводите с воспитанниками коррекционные занятия в группе. Внимание: помимо перечисленных методов, активно используйте куклотерапию, пескотерапию, водотерапию, арт-терапию. Поручите педагогам наблюдать за тем, какие формы и методы работы находят положительный эмоциональный отклик. Каждый год на основе наблюдений специалисты должны писать отчет, который поможет оптимизировать работу в будущем.

Режимные моменты

Следите за тем, чтобы дети соблюдали режим дня. Помните, что прием пищи, дневной сон, обучение и другие организационные моменты помогают закрепить бытовые навыки и преодолеть коммуникативные барьеры. Организуйте праздничные мероприятия, экскурсии, походы. Они необходимы, чтобы помочь ребенку адаптироваться в группе, создать положительный настрой, наладить социальные связи и получить эмоциональную разрядку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Справка с анализом практики (описание)

организации образования  обучающихся с ОВЗ и детей - инвалидов

в  МКДОУ детский сад «Алёнушка»

в 202-2021 уч.году

 

    Важнейшей проблемой в дошкольном образовании сегодня является его доступность для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов. Поэтому одной из важных задач Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад «Аленушка» (далее ДОУ), является обеспечение равных стартовых возможностей всем детям дошкольного возраста. Эта проблема решается в основном за счет использования внутренних резервов детского сада:

1. В ДОУ функционируют  группы общеразвивающей направленности, которые посещают дети, имеющие статус ребенок  инвалид.

    Образовательная деятельность в данных группах ведется в соответствии с  основной общеобразовательной программой МКДОУ детский сад «Аленушка» и Индивидуальной программой развития. Программа разработана для воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию указанных лиц.

    В  МКДОУ детский сад «Алёнушка»  организация образования обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов строится с в соответствии  с нормативно- правовыми документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249;

-Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования»;

-Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

- Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3049-13);

- Письмо Министерства образования и науки РФ  от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

-Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528 н (ред. от 27.01.2016) "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2015 N 38624)

     В 2019-2020 учебном году в группах общеразвивающей направленности в контингенте воспитанников ДОУ есть два ребенка-инвалида, образовательная деятельность с которыми организована в соответствии с требованиями ИПРА ребенка-инвалида и адаптированными основными общеобразовательными программами МКДОУ детский сад  «Аленушка» для детей с ВПС и для детей с  аутистическими формами поведения.

   Воспитателями групп совместно с медицинским работников, старшим воспитателем, специалистами и родителями разработана индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребёнка - инвалида на основе основной  образовательной программы дошкольного образования МКДОУ детский сад «Алёнушка».

В процессе пребывания детей инвалидов в ДОУ им обеспечивается присмотр, уход, забота, а также воспитание и обучение знаниям, жизненным компетенциям, развитие способностей и коррекция их особенностей развития.

 В группах создана предметно — пространственная среда,  с учетом  не только возрастных и индивидуальных особенностей, но и  характера нарушений здоровья детей, способствующая их успешной социализации.

Работа по адаптации аутичного ребенка начиналась с  постепенного включения его  в коллектив сверстников. Вначале было очень сложно включить ребенка в  совместную деятельность со сверстниками во время игровой деятельности, на ООД, на зарядке, занятиях по изодеятельности, ФЭМП, логопедических, музыкальных, физкультурных занятиях. Важным моментом в работе с аутичным ребенком является  специфика построения коррекционной работы. Педагоги стремятся быть гибкими, стараются по ходу перестраивать занятие с учетом пристрастий и настроения ребенка. Стараются  быть чутким к ребенку, так как  ребенок сам может подсказать  форму воздействия с педагогом. В настоящее время ребенок может включаться в совместную деятельность с детьми, сидеть на занятиях, выполнять инструкции воспитателя.

Но все же необходимо отметить, что не   всегда всё   протекает  гладко, что связано со спецификой нарушений у детей с РАС, в частности с тем, что формирование новых навыков у них идет очень медленно, а устойчивость сформированных крайне нестабильна и зависит от множества факторов. Несмотря на это, нам удалось достичь положительных результатов, что вселяет в нас надежду на успешную социализацию в будущем.

Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников.

   Педагоги успешно используют в организации обучения игровое  оборудование  для упражнений в сенсомоторном развитии: башенки,  шнуровки, вкладывающиеся коробочки, вкладыши, пирамидки, матрёшки, клубочки, «Тактильные дощечки», сенсорные книжки; оборудование для упражнения с сыпучими материалами. Ребёнок -  инвалид имеет доступ в здание организации, пользуется всеми помещениями учреждения, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях со всеми детьми (музыкальный зал).              В ДОУ проводится физкультурно-оздоровительная работа с ребёнком – инвалидом  в ходе организованной оздоровительной двигательной деятельности и в режиме дня.    Разработанная система физкультурно-оздоровительных мероприятий включает разнообразные виды общеукрепляющих и оздоровительных мероприятий:

  • Песочная терапия
  • Степ аэробика
  • Биоэнергопластика
  • Сухой самомассаж
  • Витаминотерапия 
  • Различные виды гимнастик ( гимнастика для глаз, пальчиковая, дыхательная, артикуляционная, корригирующая и др.)
  • Сказко –терапия
  • Фито-терапия
  • Музыко-терапия

 

  При организации процесса обучения на наш взгляд более целесообразной является персональная форма проведения занятий. Воспитатели стараются  учесть соматическое состояние и индивидуальное поведения ребёнка, в зависимости от которого подбирается количество упражнений или заданий. При воспитании координационных возможностей используются методические подходы и  системно-деятельностный подход (А. Н. Леонтьев). Формирование личных возможностей педагоги стремятся  формировать в системе различных форм деятельности и индивидуальный подход к ребёнку.

В течение дня на индивидуальных занятиях используются подобранные и разработанные самостоятельно развивающие игры, дидактические игры,  пальчиковые игры, игровой самомассаж, здоровьесберегающие игры и другие виды совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх
Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!